Простые беседы для защиты Вашего ребенка от насилия
(5-11 лет)
Уважаемые родители, вы ведете со своим ребенком простые беседы на такие темы как переход дороги, запугивание со стороны других детей и общение с незнакомыми людьми. Но как быть с вопросом обеспечения безопасности ребенка от сексуального насилия?
Подобные беседы не хочет проводить ни один родитель, но, к счастью, ничего страшного в них нет. Фактически, даже упоминать слова «сексуальное насилие» вам не придется. Простые беседы действительно могут способствовать безопасности вашего ребенка, и именно это мы вам поможем сделать.
ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ НАСИЛИЕ. ПРОСТЫЕ БЕСЕДЫ МОГУТ СПОСОБСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНОСТИ ВАШИХ ДЕТЕЙ!
Рекомендации и методы
Не относитесь к беседе о безопасности вашего ребенка как к единичной. Гораздо лучше проводить беседы почаще и небольшими порциями. Это поможет подчеркнуть ключевые пункты и по мере взросления ребенка адаптировать то, что вы хотите донести до ребенка, к более старшему возрасту.
Когда вы будете готовы к разговору, ваш ребенок может быть к нему не готов. Не волнуйтесь. В этом вопросе очень важно не настаивать на своем. Нельзя, чтобы ребенок думал, что разговор очень важен.
Включение простых бесед о безопасности вашего ребенка в повседневный распорядок дня – прекрасный способ предотвращения превращения беседы в лекцию. Если беседа не будет казаться вашему ребенку странной, то и вам гораздо легче будет говорить на эти темы.
Темы бесед с ребёнком:
- ИНТИМНЫЕ ЧАСТИ ТВОЕГО ТЕЛА – ЭТО ТВОЯ СОБСТВЕННОСТЬ
- ПОМНИ – ТВОЕ ТЕЛО ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ТЕБЕ
- «НЕТ!» - ОЗНАЧАЕТ НЕТ
- РАССКАЖИ О СЕКРЕТАХ, КОТОРЫЕ ТЕБЯ РАССТРАИВАЮТ
- РАССКАЖИ ВСЕ НАЧИСТОТУ, КТО-ТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ ТЕБЕ
1. ИНТИМНЫЕ ЧАСТИ ТВОЕГО ТЕЛА – ЭТО ТВОЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Интимные части тела вашего ребенка – это его частная собственность. Никто не должен просить показать или потрогать части тела, находящиеся в трусах. Если кто-то попытается это сделать, ваш ребенок должен сказать «нет».
В некоторых ситуациях конкретным людям – например, членам семьи во время купания, докторам или медсестрам может понадобиться прикоснуться к интимным частям тела вашего ребенка. Объясните ребенку, что это абсолютно нормально, но эти люди должны объяснить причину и спросить согласия вашего ребенка.
Как сказать ребенку:
- Твои интимные части тела являются частной собственностью. Никто не должен просить показать или потрогать такие части тела. В некоторых ситуациях докторам, медсестрам или членам семьи может понадобиться прикоснуться к интимным частям, но сначала они должны объяснить причину и спросить разрешения. Никто не должен просить тебя прикоснуться к частям своего тела.
2. ПОМНИ – ТВОЕ ТЕЛО ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ТЕБЕ
Ваш ребенок должен знать, что его тело принадлежит только ему, и никому другому. Никто не имеет права заставлять вашего ребенка делать что-то, от чего ему некомфортно. Если кто-то попытается это сделать, ребенок должен рассказать взрослому, которому он доверяет.
Как сказать ребенку
Это твое тело и ничье больше. Никто не должен пытаться заставить тебя сделать что-то постыдное или такое, от чего тебе станет некомфортно. Если кто-то попытается это сделать, расскажи об этом взрослому, которому ты доверяешь.
3. «НЕТ!» - ОЗНАЧАЕТ НЕТ
Ваш ребенок имеет право сказать «нет» – даже члену семьи или кому-то, кого он любит. Это доказывает, что ваш ребенок – хозяин своего тела и с его пожеланиями следует считаться.
Иногда необходимо отклонить желания ребенка для обеспечения его безопасности – например, при переходе дороги – но целесообразно при этом объяснить ребенку причину. Если ребенок сможет сказать «нет» члену своей семьи, то он с большей вероятностью сможет сказать «нет» посторонним людям.
Как сказать ребенку
Ты имеешь право сказать «нет» – даже члену семьи или тому, кого любишь. Помни, что твое тело принадлежит тебе и твои чувства важны.
4. РАССКАЖИ О СЕКРЕТАХ, КОТОРЫЕ ТЕБЯ РАССТРАИВАЮТ
Помогите своему ребенку приобрети уверенность, что секрет, который его беспокоит, не навлечет на него неприятности. Объясните разницу между «хорошими» и «плохими» секретами.
Есть хорошие секреты, например, вечеринки, организованные в качестве сюрприза. Но родителям не следует заставлять ребенка хранить секрет, который беспокоит, печалит или пугает его. Зачастую секреты являются самым главным орудием злоумышленника. Фразы наподобие «это наш маленький секрет» приводят к тому, что ребенок слишком обеспокоен или напуган, чтобы рассказать о происходящем взрослому.
Помогите своему ребенку уяснить, чем и когда делиться. Не следует просить ребенка хранить секреты в обмен на какой-то предмет или хранить информацию, от которой вашему ребенку некомфортно. В конце секрет обязательно должен быть раскрыт.
Как сказать ребенку
Секреты не должны расстраивать или беспокоить тебя. Если это произойдет, расскажи взрослому, которому доверяешь. У тебя не будет неприятностей, если ты расскажешь о секрете, который тебя расстраивает.
5. РАССКАЖИ ВСЕ НАЧИСТОТУ, КТО-ТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ ТЕБЕ
Если ваш ребенок чувствует себя подавленным, обеспокоенным или напуганным, он может поговорить со взрослым, которому доверяет. Взрослый выслушает и, возможно, положит конец тому, что расстраивает ребенка. Напомните своему ребенку, что в чем бы ни заключалась проблема, в этом нет его вины, и ему за это не попадет.
Заслуживающий доверия взрослый не обязательно должен быть членом семьи. Это может быть учитель, старший брат/ сестра или родитель друга. Это может быть даже «телефон доверия».
Как сказать ребенку
Расскажи о том, что беспокоит или расстраивает тебя. Взрослый, которому ты доверяешь, выслушает тебя и сможет помочь. Это не обязательно должен быть член семьи. Это может быть учитель или родитель подруги/друга – или даже «телефон доверия».
ОТBЕТЫ НА BАШИ BОПРОСЫ
Почему важно говорить о?
Понятно, что подобные разговоры могут быть трудны как для родителей так и для детей. Родители не хотят пугать или расстраивать своих детей и считают, что говорить об этом слишком рано.
Задумайтесь, если верить средствам массовой информации, насилие над детьми очень распространено. 90 процентов детей, перенесших сексуальное насилие, пострадали от рук людей, которых они знали. Один из трех детей, перенесших насилие, никому не рассказал об этом во время происходящего.
Детям трудно говорить начистоту. Если родитель будет способствовать откровенным разговорам, начиная с раннего возраста, и прислушиваться к мыслям и чувствам ребенка, то он сможет создать культуру открытости, способную защитить ребенка от насилия.
Не испугает ли моего ребенка подобная беседа?
Детство должно быть безопасным, поэтому предоставляемые рекомендации практичны и жизнеутверждающи. Их цель–показать родителям, что есть способы, доступные им, для предотвращения насилия над их детьми, а не расстроить или напугать ребенка и уж тем более не для того, чтобы у него создалось впечатление, что ребенок не должен позволять взрослым обнимать или целовать его.
Без колебаний пользуйтесь языком и идеями, которые ваш ребенок поймет наверняка, и адаптируйте их по мере взросления ребенка.
«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.
Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!
- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
- Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
- Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности.
Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению. Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Психическое (эмоциональное) насилие- это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
■ открытое неприятие и постоянная критика ребенка.
■ угрозы в адрес ребенка в открытой форме.
■ замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка.
■ преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми.
■ ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.
■ однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
■ отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
■ отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми:
■ неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех.
■ наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы.
■ безработица, постоянные финансовые трудности.
■ постоянные супружеские конфликты.
■ статус беженцев, вынужденных переселенцев.
■ низкий уровень культуры, образования;
■ негативные семейные традиции.
■ нежелательный ребенок.
■ умственные или физические недостатки ребенка.
■ «трудный» ребенок.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне. Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
■ состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
■ особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
■ низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
■ отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
■ задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
■ заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Лишение родительских прав - это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детскородительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
ПАМЯТКА
по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком
Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.
Формы насилия над детьми:
- физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);
- отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
- эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.);
- сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.
Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:
- врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
- социальные работники;
- учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
- работники правоохранительных органов.
Телефоны доверия для детей и подростков в Республике Беларусь
О фактах жестокого обращения с ребенком или насилия над ним можно сообщить: в ИДН, сектор охраны детства, в СПЦ г. Шклова и в круглосуточную прямую линию по приёму сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей. Позвонив по телефону Республиканской «Детской телефонной линии» 8-801-100-8801 (с 8.00 до 20.00), вы можете получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Телефон доверия для детей и подростков 8-017-246-03-03. Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный.
О каждом известном случае насилия в семье просим сообщать по тел.: +375 222 63-88-42, ЦДП "Альтернатива" филиал № 4 "Могилевская детская поликлиника" г.Могилев ул.Симонова, 556; телефон доверия +375 222 71-11-61,УЗ "Могилевская областная психиатрическая больница"; а также 102.
Республиканский центр психологической помощи +375 17 3001006
Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:
1.Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя
2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
3.При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).
Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.
Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.
Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.